KPI для SEO

Ну здравствуйте читатели моего твиттера и блога, как наверное слышали в тви, недавно получил задачу сформировать KPI для сотрудников и руководителя SEO отдела.

Ничего готового на эту тему нет ( ну или я не нашел ) , так что дальше в основном именно мои мысли и компиляция.

Тогда я обратился к знакомым мне  владельцам студий, на предмет наработок, но как выяснилось реализация идеи если и была то на уровне пробы и тестирования, но чаще всего было где то далеко в планах. Дальше меня ожидали часы размышлений.


Смысл и суть KPI

Вообще идею KPI нередко воспринимают слишком близко к кошельку сердцу и начинают разработать универсальный вариант от которого будет сильно зависеть и формироваться заработная плата сотрудника.

Руководители таких компаний нередко надеятся что смогут создать супер-формулу при которой и сотрудник начнет рвать задницу во благо родной компании и руководитель при этом платить будет ему не существенно. Некоторое время (крайне короткое) я работал с такими руководителями-революционерами, потому могу сказать что попытка создать и сразу же внедрить  такой KPI была фатальна.

Причина была в ошибках формирования такого KPI, она была закрытой, ее цель была сократить оплату труда сотрудникам под предлогом вероятного его повышения.

Догадываетесь что произошло ?

В течении 3х месяцев уволились полностью все люди из рекламных отделов ( SEO, контекст, медийка, SMM), а так же часть менеджеров и человек из IT поддержки , сейчас на месте половины компании сидят молодые и зеленые ребята (студенты ) которых те зарплаты и форма оплаты их труда устраивает, но и услугу они предоставляют не на уровне специалистов, а для отчета заказчику и попросту сливая бюджеты.

Выходит что первый атрибут успешного KPI пришел ко мне с тем опытом, вот он:

KPI должен быть прозрачным

Прозрачный и наглядный KPI, залог успешного сотрудничества владельца компании (или заказчика) и исполнителей.

В случае прозрачности, работодатель всегда может уличить ленивого сотрудника в недоработке, а значит и оплатить его работу пропорционально.

И наоборот, сотрудник при прозрачном KPI всегда видит сколько он заработает или же не сможет оспорить оплату, попытавшись уличить руководителя с сокрытии информации от которой зависит его доход.

Случай первый

Наглядный пример — компания А заказывает продвижение у компании Б, за KPI выбран учет целевых звонков и заказов услуги ( вторично ).

Компания Б добросовестно оказывает услуги, но А спустя месяц предъявляет претензию а низком качестве услуги Б.

Что делает Б? правильно — смотрит звонки ( на малое количество которых А жалуется ) попросту запросив у оператора связи списов входящих звонков за отчетный период.

И что он видит? Входящих звонков просто огромное количество, но вот трубку брали лишь на каждый 5й!

Менеджер компании заказчика попросту игнорировал телефон ( по причине того что за продажи клиентам с телефона ей не доплачивали [не правильный KPI уже внутри компании А])

Условия оплаты в данном случае для 2х строн прозрачны, а значит оба защищены и замотивированы.

Случай второй

Работодатель определяет для своего SEO (!) отдела KPI , но он во первых состоит из порядка 8 пунктов, так бОльшая половина из них напрямую от исполнителей не зависит, вот несколько примеров:

Достичь по 80% ведомым проектам топ 10 в ПС по договору ( и это в 2014 году то, когда даже гарантии по трафику не всегда можно дать )

Отдел SEO (сверх прибыльный) и отдел Х ( убыточный ) должны в сумме показывать положительные финансовые  показатели (это при заведомо известной убыточности тандема отделов), в обратном случае все бонусы KPI обнуляются ( т.е. все получат только оклад )

Отдел менеджеров должен собирать деньги с клиентов в срок, не менее чем в 70% объеме от общего  ( вот причем тут SEO отдел, его специалисты и работа менеджеров ?)

Вот такая история, в итоге все получали оклад, как бы не рвали жопу во имя компании.

KPI должен быть простым

Кто принимает решение о премировании компании или сотрудника ? Конечно заказчик или руководитель.

По практике у руководителя отдела и компании огромное количество забот, а вникать в каждый персональный KPI и высчитывать какую же премию в том месяце получит каждый сотрудник проблематично.  В идеале это должен быть такой показатель который попросту наглядно видно, к примеру график, или планка.

Постарайтесь найти простой или несколько показателей, которые станут для вас или ваших сотрудников ( или исполнителей ) наглядной динамикой успешности их работы.

Для SEO это может быть тандем:

  • Тенденция роста позиций
  • Тенденция роста видимости

Для менеджеров

  • Продажи
  • Прибыль
  • Отток капитала

KPI должен отражать интерес заказчика или компании

Очень наглядным примером выступит один владелец студии.

Он заключает договора на продвижении на условиях — что сайт будет лучше чувствовать себя в ПС (т.е. это не прямая отсылка на позиции или трафик, нет, косвенная)

И действительно, работа приносит плоды, трафик идет, позиции есть, но их не гарантировали.

Как замотивирован SEO оптимизатор?

У оптимизатора в требованиях к KPI — продвигаемые проекты должны иметь положительную тенденцию развития. Всё, ни тебе 80% топ 10, не 200 трафика в сутки ко 2му месяцу.

  • Оптимизатор работает — есть рост, компания молодец, заказчику предоставляют что он хотел и на что подписывался. Оптимизатор получает премию
  • Оптимизатор ленится — роста нет, компания задает вопросы оптимизатору, оптимизатор получает меньше денег, чем мог бы.

И схема будет работать дальше, разве что доли оклада и KPI могут варьироваться, у меня он к примеру может составлять примерно до 40% от оклада.

Не забывайте что у сотрудника все равно должна быть стабильность и пусть она будет заключаться в окладе, не делайте работу в соревнование на выживание.

Сложный KPI — лишь отображение пульса сайта и компании

Конечно иногда складывается впечатление что простой KPI можно «накрутить» и именно для этого должен быть сложный и продуманный KPI с переменными из всех областей жизни компании.

Нужен он в первую очередь что бы понимать , а все ли идет как запланировано и все ли работают честно и на совесть.

KPI это пульс и мониторинг здоровья компании, но никак не предначертанное будущее.

Сотрудники выполняют условия KPI , но компании плохеет? Срочно ищите причину, она может сожрать Вашу компанию.

Если о простых KPI я  Вам уже рассказал, то сложный KPI для SEO проекта у меня хранится в документе.

Скачать его можно будет немного помогая мне донести свои мысли большему числу людей:

 Скачать SEO HARD KPI :

 https://yadi.sk/i/kwHyMtPla3nwt

Спасибо за прочтение и подписывайтесь на меня в Twitter @MorgennRu